Нарушения пищевого поведения у детей от года до 6 лет – причины и особенности

На сегодняшний день многие данные свидетельствуют о высокой частоте нарушений пищевого поведения у детей и что особенно важно – они встречаются более чем у половины детей раннего возраста. Эти нарушения характерны как для детей с неврологической патологией и задержкой развития (в 80% случаев), так и для нормально развивающихся детей – более чем в 25% случаев. Поэтому важно знать причины и особенности этого состояния как у малышей, так и у старших школьников и подростков. Ведь именно в детском возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент, а длительно сохраняющиеся нарушения негативно сказываются на здоровье детей и психологическом климате семьи.

В зарубежной практике разработаны критерии диагностики нарушения пищевого поведения:

– стойкий отказ от приема пищи более 1 месяца;

– отсутствие заболеваний, вызывающих отказ от приема пищи;

– неправильные типы кормлений (кормление во сне, навязчивые кормления, принудительное и механистическое кормление, развлечения во время кормления, длительность приема пищи более 30 минут); – рвотные движения при попытке кормления.

Пищевое поведение начинает формироваться еще в период внутриутробного развития. Влияют характер питания и вкусовые предпочтения матери.

В последующем на пищевое поведение ребенка влияют вид вскармливания, введение прикорма, пищевые привычки семьи. Нарушения пищевого поведения чаще всего встречаются у детей в возрасте 2–6 лет, но они могут возникать и в более раннем возрасте.

В основе пищевого поведения доминируют нарушения аппетита.

Аппетит – это эмоционально окрашенное стремление человека к определенной пище.

В практике педиатры выделяют следующие виды аппетита:

  • нормальный;
  • повышенный;
  • пониженный;
  • избирательный.

Формирование пищевого поведения

Процесс формирования пищевого поведения происходит до трех лет, сохраняется на протяжении жизни. Пищевое поведение ребенка может изменяться при соматическом недомогании. Также влияет на формирование пищевого поведения индивидуальное восприятие еды, способы употребления. Это значит, на него могут влиять болезни организма, врожденные патологии, психогенные факторы. При отсутствии органических проблем наиболее вероятная причина — психологическая.

Нарушение пищевого поведения проявляется в таких формах:

  1. Отрыгивание.
  2. Нервная (инфантильная) анорексия.
  3. Пищевое недоразвитие.
  4. Употребление в пищу несъедобного.

Трудности с жеванием (отрыгивание, пережевывание) возникают из-за трудностей с родительским вниманием к ребенку. Это может быть его недостаток, избыток. Регулярное пережевывание успокаивает ребенка, снимает напряжение.

Нервная анорексия может проявляться в форме полного отвержения еды. Причиной является смена привычной обстановки, места жительства появление нового человека в семье, появление в рационе новых продуктов, неприемлемые для малыша способы употребления пищи. В таком случае изменение в привычной среде приводят к изменениям в пищевом интересе у ребенка.

Причиной недостаточного развития пищевых навыков есть дефицит ухода родителей за детьми. Часто проявляется в неблагополучных семьях, с низким уровнем дохода и культуры. Ребенок просто не умеет удовлетворять потребность в пище.

При расстройстве, когда ребенок стремится съесть несъедобное причина — недостаточное внимание, отсутствие надлежащего ухода. Часто наблюдается у детей, лишенных родительской заботы или при чрезмерной опеке.

Чтобы избежать возникновения этих проблем, необходимо правильно организовать процесс употребления еды, сделать его осознанным. Важно учитывать желания малыша, знать, хочет он кушать в данную секунду или нет, брать за основу естественный прикорм как залог гармоничного развития.

При длительно сохраняющиеся нарушения пищевого поведения связаны с недостаточным потреблением основных пищевых веществ, дефицитом ряда микронутриентов и витаминов, отставанием в росте и развитии, замедлением когнитивного развития, стрессовыми ситуациями в семье, нарушением детско-родительских взаимоотношений и психологического здоровья семьи.

Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста

Меню ребенка после года существенно расширяется в связи с тем, что только лишь грудного молока или специальной смеси для полноценного детского питания уже недостаточно. И это дает старт ответственному периоду для родителей ребенка, ведь важно не только ввести в рацион новые блюда, но и заложить у ребенка основы правильного пищевого поведения, привить взрослеющему малышу хорошие манеры за столом.

Пищевым поведением называют абсолютно все компоненты поведения ребенка, присутствующие в процессе приема пищи: что, как, когда и где он ест, в каких условиях, охотно или без аппетита, насколько быстро насыщается, как реагирует на новые блюда в меню.

Основы пищевого поведения закладываются еще в младенческом возрасте, во время грудного или искусственного вскармливания. Но наиболее значимый этап формирования пищевого поведения наступает тогда, когда малыш переходит к употреблению «взрослой» пищи, то есть примерно после года.

Правила формирования правильного пищевого поведения

  1. Правильно составленный режим питания – повышает эффективность абсолютно всех биологических процессов с раннего детства. Если приучить малыша есть примерно в одно и то же время (плюс-минус 15-30 минут), его организм будет заранее готовиться к приему пищи: начнет увеличивать выделение желудочного сока (то есть, кушать кроха будет с аппетитом) и вырабатывать ферменты, которые необходимы для правильного пищеварения. Имеет значение и время, отведенное на кормление. Завтрак и полдник – 15-20 минут, обед и ужин – 25-30 минут. Не нужно торопить ребенка, дайте ему возможность есть спокойно, тщательно пережевывая каждый кусочек. У деток, которые едят впопыхах, нарушения пищевого поведения (например, переедание) впоследствии наблюдаются гораздо чаще.
  2. Рацион и порции – после года ежедневное меню малыша состоит из супов, каш, вторых овощных, рыбных и мясных блюд, кисломолочных продуктов, фруктов, их варят, тушат, запекают, готовят на пару. И подают так, чтобы малыш в зависимости от возраста смог их без проблем жевать и проглатывать (если и кусочками). Знакомить ребенка с новыми для него блюдами стоит постепенно, используя правила как и при введении прикорма. При этом нужно в зависимости от возраста разделять на порции – это позволяет организму малыша без негативных последствий знакомиться с новыми блюдами, а маме дает возможность вовремя замечать малейшие признаки аллергической реакции на тот или иной продукту. Однако дозировать следует и хорошо знакомые ребенку блюда, дабы избежать привычки передать. Объем порции годовалого ребенка составляет примерно 220 мл, объем порции ребенка в 1,5 года – примерно 300 мл.
  3. Правильная обстановка – приучайте малыша с раннего возраста принимать пищу в отведенном для этого месте – на кухне или в столовой, а не перед телевизором или в движении. Если вы будете постоянно предлагать есть только на кухне и, внимание, сами будете принимать пищу только там, то в будущем не придется переучивать, преодолевая сопротивление ребенка, а заложить с ноля правильную привычку. Для правильного усвоения пищи крайне важна спокойная, располагающая обстановка, при этом никаких требований, ультиматумов, запугиваний и семейных сцен во время приема пищи ребенком – это формирует отрицательные стереотипы и как следствие – нарушения пищевого поведения. Позаботьтесь о том, чтобы от приема пищи ничего не отвлекало: выключайте телевизор, убирайте подальше телефоны и планшеты, игрушки.

Почему у ребенка снижается аппетит

Аппетит может быть непостоянным. Практически все детки периодически переживают спады аппетита и его подъемы. И в этом нет ничего страшного.

Насторожить родителей должно довольно продолжительное отсутствие аппетита, которое сопровождается общим недомоганием, вялостью. В этом случае следует обязательно обратиться за консультацией к педиатру.

Но все-таки чаще всего плохой аппетит свидетельствует не о заболеваниях. Он является прямым следствием нарушения пищевого поведения. Так, наиболее частыми причинами сниженного аппетита у детей являются:

  • отсутствие четкого распорядка дня (в котором достаточное время отведено прогулкам на свежем воздухе и сну) и кормления;
  • перекусы и употребление сладких напитков (сок, компот) в интервалах между приемами пищи;
  • однообразие меню (изо дня в день одно и то же блюдо) или, наоборот, чрезмерное его разнообразие (каждый день что-то новое готов пробовать далеко не каждый малыш);
  • яркие эмоции накануне приема пищи (как позитивные, так и негативные быстро утомляют неокрепшую нервную систему малыша и подавляют сигналы голода);
  • отвлекающий антураж (телевизоры и планшеты, игрушки, которые переключают внимание малыша и снижают интерес непосредственно к еде);
  • психологическая обстановка (ребенка ругают, если он плохо/медленно/не аккуратно ест; не дают самому управляться с ложкой, когда он проявляет такое желание; оставляют есть одного);
  • психологическое неприятие конкретного блюда (малыш может наотрез отказываться от блюда, которое связано с неприятными переживаниями прошлого, например, это блюдо ему предлагали во время болезни);
  • период психологического кризиса (от года до двух трех лет) – в это время ребенок всячески проявляет свою волю, в том числе и отказываясь есть то, что ему без каких-либо вариантов предлагает мама.

Почему ребенок отказывается от новых блюд

Многие детки настороженно относятся к изменениям в привычном рационе – могут съесть только совсем небольшой кусочек нового блюда или вовсе отказаться пробовать угощение. Это вполне нормально.

Предлагать новую пищу нужно начиная с маленькой порции, с интервалами в несколько дней. Обязательно сообщайте ребенку, что предлагаете, говорите, как это вкусно.

Избегайте негативных оценок еде.

Не настаивайте на том, чтобы ребенок ел. Не хочет пробовать незнакомое блюдо – не заставляйте. Вполне вероятно, что через некоторое время (несколько дней, недель и даже месяцев) он его съест. А может быть, не захочет есть никогда – это его личные вкусовые предпочтения.

Не переживайте, что в список «нелюбимых» могут попасть полезнейшие продукты (рыба или мясо) – это не значит, что малыш отказывается от них совсем, возможно, ему не нравятся конкретные блюда из этих продуктов или способы их приготовления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *